Редакционная коллегия журнала «Вестник научно-технического развития» с глубоким прискорбием сообщает, что 20 апреля 2020 года ушел из жизни замечательный ученый, наш коллега и друг доктор технических наук, академик РАЕН, главный редактор нашего журнала 
Виталий Львович Крупенин. В течении ряда лет Виталий Львович занимался теоретическими исследованиями в области нелинейных колебаний и волн, разрывных динамических систем, а также сильно нелинейных сплошных сред. Им получены результаты, относящиеся к вибротехнике, виброреологии и вибротехнологии, а также нанотехнологии, материаловедению и устойчивости виброударных систем, ему принадлежат пионерские работы в области виброударных систем со многими ударными парами. В.Л. Крупенин построил ряд точных аналитических решений задач нелинейной механики. Динамические эффекты, обнаруженные им теоретически, позже были найдены экспериментально. Им опубликовано 5 монографий и более 300 научных работ в ведущих научных журналах.
Виталий Львович навсегда останется в нашей памяти надёжным другом и мудрым советчиком, готовым прийти на помощь в любой ситуации.
DOI: 10.18411/vntr2020-152-1
УТОЧНЕНИЕ МОДЕЛИ РАСЧЕТА ЛЕГКОГАЗОВОЙ УСТАНОВКИ ДЛЯ ВАРИАНТА РЕЛЬСОВОГО ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО УСКОРИТЕЛЯ ©
Сергей Иванович Герасимов1,2,3, Владимир Иванович Ерофеев1, Александр Петрович Калмыков2, Сергей Васильевич Куликов2, Алексей Олегович Мальханов1, Татьяна Вячеславовна Юферова2, Владимир Александрович Тамаров3, Алексей Николаевич Жаров3, Илья Александрович Новиков3
1Институт проблем машиностроения РАН – филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики Российской академии наук» (ИПМ РАН), Нижний Новгород, Россия
2Саровский физико-технический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Саров Нижегородской обл., Россия
3Нижегородский государственный технический университет им. Р.А. Алексеева, Нижний Новгород, Россия
s.i.gerasimov@mail.ru, erof.vi@yandex.ru
Аннотация.
Рассматривается легкогазовая установка (ЛГУ), базовая схема которой включает в себя источник электрической энергии, блок рельсовых направляющих с токоподводами, метаемое тело в электродинамическом поддоне и коммутатор, обеспечивающий разряд источника энергии в электрической цепи «токоподводы-рельсы-поддон». Расчетную модель ЛГУ при ускорении поршня предложено дополнить электродинамической ступенью разгона. Показано, что за счет электромагнитной силы поршень успевает сжать легкий газ до высоких давлений и передать через газ часть своей энергии движущемуся элементу, оставаясь в ускорителе. Бездуговой режим контактирования поддона с рельсами реализуется с помощью системы внешнего подмагничивания (индуктора). Ключевые слова:
легкогазовая установка, рельсовый электродинамический ускоритель, математическое моделирование.
Работа выполнена при поддержке РФФИ (Грант № 20-08-00372-а).
REFINING THE MODEL OF CALCULATION OF THE LIGHT-GAS INSTALLATION FOR THE OPTION OF THE RAIL ELECTRODYNAMIC ACCELERATOR ©
S.I. Gerasimov1,2,3, V.I. Erofeev1, A.P. Kalmikov2, S.V. Kulikov2, A.O. Malkhanov1, T.V. Yuferova2, V.A. Tamarov3, A.N. Zharov3, I.A. Novikov3
1Mechanical Engineering Research Institute of the Russian Academy of Science, Nyzhny Novgorod, Russia
2Sarov Physical-Technical Institute–brach NRSU “MIPHY”, Sarov, Russia
3R.E. Alekseev Nyzhny Novgorod Technical University, Nyzhny Novgorod, Russia s.i.gerasimov@mail.ru, erof.vi@yandex.ru
Abstract.
A light-gas installation (LSU) is considered, the basic circuit of which includes a source of electric energy, a block of rail guides with current leads, a throwable body in an electrodynamic tray, and a switch that provides a discharge of an energy source in the electric circuit "current leads-rails-pallet". It is proposed to supplement the design model of LSU with acceleration of the piston by the electrodynamic stage of acceleration. It is shown that due to electromagnetic force, the piston manages to compress light gas to high pressures and transfer part of its energy through the gas to the moving element, remaining in the accelerator. The arcless contact mode of the pallet with the rails is implemented using the system of external magnetization (inductor).
Кеуwords:
light gas installation, rail electrodynamic accelerator, mathematical modeling.
Acknowledgements.
The work was supported by the RFBR, project no. 20-08-00372-а.
DOI: 10.18411/vntr2020-152-2
ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЕ АНТИФРИКЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ БАББИТА ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ РОТОРОВ ТУРБИНЫ ©
Юрий Константинович Леванов, Ольга Борисовна Бердник, Ирина Николаевна Царева, Людмила Александровна Кривина
Институт проблем машиностроения РАН – филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики Российской академии наук» (ИПМ РАН), Нижний Новгород, Россия
npktribonika.vi@yandex.ru
Аннотация.
Нанесение антифрикционного покрытия на основе баббита на рабочую поверхность подшипников является актуальным как при их изготовлении, так и при восстановительном ремонте. Показано, что газодинамический метод нанесения покрытия из порошковой смеси является предпочтительным при продлении ресурса и восстановлении работоспособности подшипников за счет низкой пористости, высокой адгезионной прочности и пониженного коэффициента трения формируемых покрытий. Ключевые слова:
антифрикционное покрытие, газодинамический метод нанесения, баббит, подшипник, ротор, турбина.
GAS-DYNAMICS ANTI-FRICTION COATING OF BABBIT FOR SLIDING BEARING OF TURBINE ROTORS ©
Yu.K. Levanov, O.B. Berdnik, I.N. Tsareva, L.A. Krivina
Mechanical Engineering Research Institute of RAS, Nyzhny Novgorod, Russia
npktribonika.vi@yandex.ru
Abstract.
The application of an antifriction coating based on babbit on the working surface of bearings is relevant both in their manufacture and in restoration. The gas-dynamics method of coating from a powder mixture is preferred when extending the life and restoring the bearings due to low porosity, high adhesive strength and reduced friction coefficient of the formed coatings.
Кеуwords:
anti-friction coating, gas-dynamic method of application, babbit, bearing, rotor, turbine.
DOI: 10.18411/vntr2020-152-3
ЗАДАЧА О ПРОДОЛЬНОМ УДАРЕ ГРУЗА ПО СТЕРЖНЮ С ДВИЖУЩЕЙСЯ ГРАНИЦЕЙ ©
Владислав Львович Литвинов
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Самарский государственный технический университет, Самара, Россия
vladlitvinov@rambler.ru
Аннотация.
С помощью аналитического метода замены переменных в системе функционально–разностных уравнений находится решение задачи о продольных колебаниях стержня переменной длины в случае, когда свободный движущийся конец стержня подвергается удару груза, перемещающегося вдоль оси стержня. Для решения задачи используется представление Даламбера. Как и в случае с неподвижными границами решение представляет собой суперпозицию прямой и обратной волн и имеет различные выражения на разных временных интервалах. Ключевые слова:
стержень переменной длины, удар груза по стержню, волновое уравнение, колебания систем с движущимися границами, законы движения границ.
THE PROBLEM OF LONGITUDINAL IMPACT OF A LOAD ON A ROD WITH MOVING BOUNDARIES ©
Vladislav L. Litvinov
Moscow State University, Moscow, Russia
Samara State Technical University, Samara, Russia
vladlitvinov@rambler.ru
Abstract.
Using the analytical method of replacing variables in a system of functional-difference equations, an exact solution to the problem of longitudinal vibrations of a rod of variable length is found in the case when the free moving end of the rod is hit by a load moving along the axis of the rod. To solve the problem, the d'Alembert representation is used. As in the case with fixed boundaries, the solution is a superposition of the forward and backward waves and has different expressions at different time intervals.
Кеуwords:
rod of variable length, load hit on the rod, wave equation, oscillations of systems with moving boundaries, laws of movement of boundaries.
DOI: 10.18411/vntr2020-152-4
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ УДАРНЫХ ИМПУЛЬСОВ МАШИН УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ ©
Дмитрий Зиновьевич Ямпольский
Общество с ограниченной ответственностью «УДАРМАШ», Москва, Россия
udarmash@mail.ru
Аннотация.
В статье рассмотрено возникновение собственных колебаний ударника при продольном соударении упругих стержней. Дан анализ влияния этих колебаний на ударные деформации, регистрируемые в рабочем инструменте машины ударного действия. Установлено, что собственные колебания ударника могут увеличивать напряжения в инструменте на 10 %. Показано, что в установившемся режиме работы машины средний ударный импульс напряжения совпадает с ударным импульсом от невозмущенного ударника. Рассмотрены законы сохранения количества движения и энергии при ударе с учетом собственных колебаний ударника. Ключевые слова:
продольный удар, стержневые системы, ударные деформации, собственные колебания ударника, машины ударного действия, законы сохранения энергии и количества движения при ударе.
SOME FEATURES OF SHOCK PULSES OF IMPACT MACHINES ©
D.Z. Yampolsky
The limited liability company «UDARMASH», Moscow, Russia
udarmash@mail.ru
Abstract.
The article deals with the occurrence of natural vibrations of the striker during the longitudinal collision of elastic rods. The analysis of these vibrations influence on the impact deformations registered in the working tool of the impact machine is given. It was found that the natural vibrations of the striker can increase the mechanical stresses in the tool by 10 %. It is shown that in the steady mode of the machine operation the average shock pulse coincides with the shock pulse from the undisturbed striker. The laws of conservation of energy and the amount of motion at impact are considered, taking into account the natural vibrations of the striker.
Кеуwords:
longitudinal shock, rod systems, shock deformations, natural vibrations of the striker, impact machines, laws of conservation of energy and amount of motion at impact.
|